You are here:

Анализ итогов реализации конкурса "Мой вклад в экологию родного края" за 2011 - 2016 г.г.


С 2011 года АНО ЭИУ "ЭкоСфера" реализует на территории Тамбовской области конкурс "Мой вклад в экологию родного края". Уже более 5 лет. За это время многое изменилось: и сам конкурс, и та аудитория, на которую он направлен. И эти изменения - во многом заслуга самого конкурса "Мой вклад в экологию родного края". Попробуем подвести промежуточные итоги нашей работы.

В Тамбовской области на базе практически каждого учебного заведения, будь то школа, колледж или ВУЗ, создаются волонтерские отряды. Эти отряды большую часть своей активности устремляют именно на прикладные экологические мероприятия. Волонтеры и активисты организуют массовые экологические акции. Но часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда в них участвуют одни и те же волонтеры. А без активного притока экологоориентированной молодежи невозможно выстроить преемственность, необходимую для повышения экологической сознательности общества.

Возникает задача вовлечения детей и молодежи в природоохранную деятельность и экологическое волонтерство, расширения опыта такой деятельности для охвата максимального числа потенциальных участников. С 2011 года в Тамбовской области эту задачу помогает решать некоммерческая организация «ЭкоСфера» (АНО ЭИУ «ЭкоСфера»).

Принцип, предложенный активистами «ЭкоСферы» прост и понятен: чтобы вовлечь максимальное количество участников в экологическую деятельность, необходимо придать этой деятельности соревновательный интерес. С такой идеей, заручившись поддержкой регионального Управления по охране окружающей среды и природопользованию, активисты «ЭкоСферы» в 2011 году и организовали конкурс среди молодежи, так или иначе участвующей в экологической деятельности.

Конкурс назвали просто: «Мой вклад в экологию родного края». Условия установили не менее простые – на конкурс можно было подать любой формат работы на тему «Мой вклад в экологию родного края». Участвовать мог любой школьник Тамбовской области. Не зависимо от того, в какой школе участник учится, и не зависимо от того, сколько ему лет. Главное – чтобы было о чем рассказать. Иными словами, чтобы был тот самый вклад в экологию родного края.

Конечно, первый конкурс не удивил своими результатами. Участниками стали 11 человек. Все поступившие работы были одного формата – сочинение. Это говорило о многом. Во-первых, такие результаты явно указывали на недостаточность действующих мер по вовлечению молодежи в экологическую деятельность. 11 участников, заинтересовавшихся экологическим конкурсом с бесплатным участием и ценными призами – первый показатель того, что большая часть целевой аудитории еще никак не участвуют в экологических мероприятиях.


Мой вклад в экологию родного края ЭкоСфера

Ну и формат – сочинение - объективно указывал на недостаток практических экологических действий, рассказать о которых участники могли бы в конкурсной работе. А если практической деятельности мало, вполне понятно, что участники постарались заполнить это пробел абстрактными рассуждениями о необходимости беречь природу.

Таким образом, первый конкурс «Мой вклад в экологию родного края» в 2011 году показал, что задача перед активистами стоит серьезная и непростая. А раз есть задача – в «ЭкоСфере» принялись ее решать.

Весь следующий год «ЭкоСфера» активно распространяла информацию о том, что за хороший вклад в экологию региона можно получить хороший приз. На экологических мероприятиях наши активисты старались напоминать участникам, что осенью их ждет конкурс «Мой вклад в экологию родного края». И чтобы еще сильнее подогреть интерес – удвоили количество призов. Теперь вместо 3 участников ждали 6 призов – по три призовых места в двух возрастных категориях.

Предпринятые меры дали свои результаты. Уже в конкурсе 2012 года было получено 62 работы, а в 2013, при условии сохранения активности НКО в привлечении участников – 186 работ. Мониторинг количества работ за весь период реализации конкурса «Мой вклад в экологию родного края» представлен на диаграмме. Из нее видно, что уже с 2013 года начался активный приток молодежи в экологическое волонтерство. Но позже заметно сокращение роста числа участников. Это связано с несколькими факторами.


Мой вклад в экологию родного края ЭкоСфера

С увеличением числа участников пропорционально выросла и конкуренция за призы в конкурсе. А финансовое состояние НКО не позволило далее расширять количество призовых мест. В отдельных конкурсах вводились дополнительные номинации со специальными призами от партнеров конкурса - Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области. Но конечно эти меры не могли дать такого значительного расширения конкурса, как удвоение числа призов в 2012 году.

Важным фактором было и ограничение аудитории конкурса школьниками региона. Множество работ поступало от старшеклассников, которые уже в следующем году переходили в колледжи и ВУЗы. Как результат мы видим значительную волонтерскую активность в колледжах и ВУЗах Тамбовской области, однако на сегодняшний момент эти волонтеры не могут участвовать в рассматриваемом конкурсе. Для поддержания их активности аудиторию конкурса необходимо расширять.

Но тот факт, что количество участников конкурса «Мой вклад в экологию родного края» не снижается с оттоком старшеклассников, говорит о том, что конкурс стабильно вовлекает новых школьников. Эти участники – будущие экологические волонтеры региона.

Оказал влияние также и тот факт, что в 2014 году по финансовым обстоятельствам конкурс не проводился. Целый год был потерян, и как результат число участников к 2015 году сократилось примерно на 80 работ. Этот показатель во многом можно считать тем самым «естественным оттоком» экологических волонтеров из числа школьников в другие учебные заведения.

Важнейшим результатом реализации ежегодного конкурса «Мой вклад в экологию родного края» является не столько количество работ, сколько их качество. Как уже отмечалось, в 2011 году преобладающим форматом работ был «сочинение». Для этого формата характерно обилие абстрактных рассуждений на тему экологии при минимуме информации о практических поступках участника.

Уже с 2013 года конкурсная комиссия отмечает преобладание в числе конкурсных работ практических отчетов «Что лично я сделал на благо окружающей среды и почему для меня это важно». Одновременно с увеличением числа масштабных экологических акций, к участию в которых привлекали волонтеров, это позволяет говорить о формировании слоя сознательных экологических волонтеров в Тамбовской области.

Помимо собственно анализа получаемых конкурсных работ, НКО «ЭкоСфера» организовала дополнительный канал оценки эффективности реализуемого конкурса. Для этого с 2011 года среди целевой аудитории проводилось ежегодное анкетирование по специально созданному опросному листу.

В опросный лист включили ключевые вопросы: необходимость принятия мер по улучшению окружающей среды и готовность личного участия в экологических мероприятиях. «Разбавили» эти показатели фоновыми вопросами о тенденциях в состоянии экологии региона и наиболее значимых природоохранных аспектах в повседневной жизни. Полученный опросный лист позволил выявлять долю интервьюируемых, готовых вносить личный вклад в дело охраны окружающей среды, не заостряя внимание аудитории именно на этом вопросе. Этот показатель и был целевым, при начале реализации конкурса «Мой вклад в экологию родного края».

За период реализации конкурса целевой показатель (готовность личного участия в экологическом волонтерстве) показал следующую динамику:


Мой вклад в экологию родного края ЭкоСфера

Как уже упоминалось, установившиеся показатель 2015 и 2016 годов указывают на стабильность работы с целевой группой в рамках школ Тамбовской области при постоянном «естественном оттоке» целевых активистов в другие учебные заведения. Важно продолжать работу с этими активистами, расширяя проект на колледжи и ВУЗы региона.

По итогам конкурса 2016 года доля людей, видящих необходимость принятия мер по охране окружающей среды составила 59,25%, что указывает на повышение значимости экологических вопросов для респондентов, по сравнению с входными данными (2011 год).

Стабильной эффективности в рамках работы со школьниками удалось добиться во многом за счет привлечения к участию в конкурсе учителей. У каждой конкурсной работы был не только автор, но еще и руководитель, в качестве которого обычно выступал учитель. Все руководители получают благодарственные письма, а руководители, привлекшие максимальное число участников – ценные призы. Такой подход создал стимулы для школьных учителей продвигать экологические идеи среди своих учеников и привлекать их к участию в конкурсе. Как результат – стабильно растущее количество работ. Таким образом создаются условия для формирования экологический «центров» вокруг наиболее активных учителей в школах. Эти «центры» - основа дальнейшего развития экологического волонтерства в Тамбовской области.

По итогам реализации конкурса «Мой вклад в экологию родного края» в 2011 – 2016 годах в Тамбовской области можно сделать следующие выводы:
1. Конкурсный (соревновательный) формат подходит для развития экологического волонтерства в регионах. Такой подход был успешно реализован АНО ЭИУ «ЭкоСфера» с 2011 года по настоящее время в Тамбовской области.
2. Соревновательный подход должен дополняться растущим числом экологических акций, подразумевающих участие волонтеров. А рост числа эко-волонтеров, а значит и конкурсной конкуренции, должен сопровождаться увеличением числа стимулирующих призов (номинаций или возрастных групп).
3. Наиболее активные экологические волонтеры со временем переходят из школ в другие учебные заведения. Этот «естественный отток» должен сопровождаться расширением аудитории конкурсных экологических мероприятий на колледжи и ВУЗы.
4. Помимо числа и качества конкурсных работ эффективность конкурсных мероприятий должна оцениваться сторонними опросами. Результатом такой оценки должны быть показатели динамики изменения числа молодежи, вовлеченной в экологическое волонтерство.
5. Стабильное формирование слоя экологически ориентированных волонтеров успешнее происходит при стимулировании школьных учителей и допуске их к участию в конкурсных мероприятиях в качестве руководителей работ.