Анна Елисеева: «Нас всех объединяет зависимость от состояния окружающей среды»

Занимаясь эко-просвещением, часто приходится слышать мнение: «Лучше бы мусор убрали, чем свои уроки проводите!». Так ли на самом деле бесполезны просветительские мероприятия? Поговорили об этом с Елисеевой Анной Олеговной, региональным координатором общественной организации волонтеров-экологов «Делай!», руководителем экологического волонтерского отряда Державинского.

Анна, мы знаем, что ты эколог профессиональный, и обучаешься в магистратуре по направлению «Экология и природопользование». Но что касается общественной эко-работы: как и с чего она для тебя началась?

Эковолонтерством я занимаюсь год (с октября 2019). Все началось с прохождения квеста «Разделяй с нами» от Ассоциации «зелёных» вузов России. Тогда же мы определили для себя ключевое регулярное мероприятие — сбор вторсырья, который проводим до сих пор. Нашим отрядом был написан проект «Чистая жизнь». Сейчас мы частично реализуем его, а также участвуем в грантовых конкурсах для получения финансовой поддержки.

Я выбрала для себя именно эковолонтерство потому, что я считаю охрану окружающей среды одной из наиболее важных задач, стоящих перед человечеством и определяющих благосостояние и качество жизни каждого из нас. Ведь, в какой бы точке земного шара мы не находились нас всех объединяет зависисмость от состояния окружающей среды, а так как существует глобальный круговорот веществ в биосфере, хозяйственная деятельность одной страны отражается в конце концов на всех.

Любой эко-волонтер помимо работы «в поле» участвует и в просветительских информационных мероприятиях. Расскажи, что ты думаешь о роли таких мероприятий? Наше интервью проходит в рамках проекта по разумному обращению с отходами, поэтому давай рассмотрим вопрос прямо на примере переработки отходов.

Я считаю, что для осуществления переработки отходов необходима грамотная система обращения с отходами, отраженная в природоохранном законодательстве. Так как информирование и мотивированность граждан о сдаче вторсырья может не найти практического отражения из-за малого числа пунктов приема и их расположения, некомфортности самого процесса, отсутствии места для сортировки в доме. Одной из самой больших проблем является недоверие людей: «Приносит ли пользу моя проделанная работа? Не смешают ли это все вместе?», так как структура обращения с отходами не понятна. Все эти и другие проблемы мешают внедрению раздельного сбора отходов. Поэтому для охвата широких масс нужна отлаженная система.

Сегодня, знания граждан о раздельном сборе отходов находятся на низком уровне, так как у граждан нет надобности и интереса их получать. Информирование, по моему мнению, нужно проводить, показывая реальную структуру обращения с отходами: объяснять путь отходов из контейнера, работу мусоросортировочного комплекса, проводить экскурсии на него. Также нужно объяснять последствия захоронения и сжигания отходов, утраты ресурсов. И самое главное, как касается это именно конкретных людей. Кроме того, нужно сообщать о пунктах сбора вторсырья, рассказывать схему сортировки и делиться опытом. Проводить экоуроки и эколекции, экоигры и мастер-классы. Нужно вовлекать не только детей и студентов, но и родителей. Методом объединения могут послужить эко игры и экодворы.

Спасибо! Нам всем предстоит еще очень большая работа в этой сфере!

#личныйПример